Как уберечь от аварии подростка, который хочет сесть за руль

25.08.2020

По данным управления ГИБДД по Свердловской области, с начала года в регионе случилось уже 76 ДТП с участием юных водителей. Травмы получили 48 человек, и большинство из них - несовершеннолетние.

Из недавнего - происшествие в Ревдинском районе, где 15-летний юноша на квадроцикле не справился с управлением и врезался в дерево. Итог - госпитализация с травмами головы и переломами костей черепа. Парню еще повезло: он был в мотоэкипировке и в шлеме. Родители о поездке ничего не знали: сын вместе со своим 17-летним другом тайком взяли напрокат квадроцикл и питбайк и поехали кататься по лесной дороге. Разбираться в ЧП теперь предстоит полиции. Правоохранители изучат порядок работы пункта проката техники и отправят материалы в подразделение по делам несовершеннолетних, где, кстати, подросток уже состоит на учете.

- В 15-16 лет очень хочется покрасоваться перед сверстниками, - говорит замначальника УГИБДД ГУ МВД по Свердловской области Дмитрий Панфилов. - Я и сам был таким.

После девятого класса будущий сотрудник Госавтоинспекции ездил в трудовой лагерь: ребята жили в сельской школе, по утрам пололи турнепс, с обеда и до ночи развлекались - слушали "Ласковый май", танцевали, веселились. Однажды кто-то пригнал мотоцикл "Иж" - серьезный, с коляской, оранжевый. Стали кататься, очередь дошла до Дмитрия. Начиналось все хорошо, а закончилось в куче бревен: Дмитрий ободрал себе горло от подбородка до кадыка. Урок, говорит он, был серьезный - и для него, и для остальных. Мотоцикл тут же увезли, а историю постарались забыть. Родители Дмитрия до сих пор не знают, что тогда произошло в лагере. Сам он после происшествия много лет не подходил к мотоциклам - напрочь отбило желание, хотя водительское удостоверение было.

- Потом уже осознал, что легко отделался. Мне же ветровым стеклом голову могло отрезать. Даже мысли ведь не было, что это опасно. Думал: а что такого? На велосипедах и мопедах же гоняем - и нормально. Другие прокатились на мотоцикле - все в порядке, довольные. Если бы кто-то из педагогов увидел наши покатушки, сказал, что занимаемся ерундой, по шее надавал - это бы, думаю, нас остановило, - говорит Панфилов.

Руководителя мотоакадемии Дмитрия Трифонова от госпитализаций и гипса в юности уберегли родители.

- Я тянулся к технике, садился за руль, но всегда под присмотром отца или дяди. Когда мне было 16, отец купил мне старый советский мотоцикл. Мы с ребятами его подремонтировали и стали кататься.

У родителей было одно условие: шлем. Дмитрий условие игнорировал - не круто это, да и все ж без шлемов катаются.

- Это очень быстро дошло до родителей, и у меня отобрали мотоцикл на месяц. Но я буквально через пару дней снова катался с друзьями без шлема. И меня посадили под домашний арест на три дня. Это было очень жестокое наказание. Сначала чувствовал несправедливость, обиду, а потом как-то понял: если родители идут на такие меры, значит, вопрос все-таки серьезный. И больше такого безрассудства не допускал, - вспоминает он.

Окончательное осознание пришло немного позже, когда три его одноклассника разбились на мотоцикле. Ехали, не справились с управлением, врезались в автомобиль. Насмерть.

- На меня это очень сильно повлияло. В голове появилось понимание безысходности смерти. Жизнь продолжается, а человека нет. Понял, что жизнь может просто закончится из-за собственной или чьей-то ошибки, - говорит Дмитрий Трифонов.

Кто виноват и что делать

Формально виноваты сами подростки. Глобально - взрослые. Техника и ключи от нее, как правило, находятся в свободном доступе. Родители сами покупают детям мопеды, квадроциклы и мотоциклы, не понимая, что провоцируют подростков на нарушения.Хочу такой сайт

Например, в Екатеринбурге мама дала сыну деньги на мопед. Технику ребенок купил с рук через интернет, документы на мопед продавец пообещал позже, а потом пропал. Подросток две недели катался без номеров, а потом сначала сбил ребенка на самокате, а затем врезался в детский паровозик. Все живы, четверо несовершеннолетних пострадавших. По словам мамы, мопед хотели увезти на дачу, но не успели - сын взял его тайком.

- Дорогими подарками родители часто откупаются от детей - чтобы освободить время на себя, - считает Дмитрий Трифонов. - Когда ребенок просит питбайк, папа говорит: "Классно! В моей молодости тоже были мотоциклы! Мы катались, даже без шлемов - и все живы". Он попросту не помнят, как много вокруг было историй с печальным финалом.

Запреты, конечно, не выход - неуемная энергия все равно найдет способ сесть за руль. Если у подростка явный интерес к технике, задача взрослого - сопровождать его в этом увлечении. Обучить вождению, объяснить правила безопасности, разбудить инстинкт самосохранения и помочь осознанию ответственности.

- Допустим, вы берете в руки нож. Вы же понимаете, что это опасный предмет? Режете хлеб аккуратно, чтобы не порезаться. Когда люди садятся за руль, этот инстинкт почему-то не срабатывает, - объясняет Дмитрий Панфилов.

- Здесь может быть полезен внутренний страх, - считает Дмитрий Трифонов. - Ребенка нужно научить дорисовывать в голове картинку, где происходит что-то страшное, непоправимое. Тогда появится осознание, что можно делать, а что нельзя.

Снизить число аварий с подростками за рулем, по мнению экспертов, могут авто- и мотосекции. По наблюдениям автоинспекторов, в советское время, когда таких кружков было много, несовершеннолетние реже попадали в ДТП. На занятиях подросток выплескивал свою энергию, получал заряд адреналина, учился управлять транспортным средством и узнавал правила безопасности. Сейчас подобные кружки и секции, конечно, тоже есть, но их существенно меньше, да и из подростковой моды хобби, похоже, вышло.

- У нас в мотоакадемии несовершеннолетних студентов единицы, - рассказывает Дмитрий Трифонов. - Но это понятно: ни один подросток никогда не признает, что он чего-то не умеет. Он считает, что всему может научиться сам, однако нельзя пускать этот процесс на самотек. Если взрослые не могут учить ребенка сами, нужно вести его к тренеру. Если такой вариант не подходит, хотя бы донести ему правила дорожного движения и необходимость всегда использовать защитную экипировку.

Информация опубликована в Российской газете RG.RU

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.08.2020

Дата обновления: 25.08.2020

Дата публикации: 25.08.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».